Больная тема: подростковый почерк.

Они так пишут из вредности или разучились писать?

Прежде чем начать раскрывать эту больную для многих и важную для осознания истинных причин плохого письма в подростковом возрасте тему, важно понимать, что почерк – это не просто механическое движение руки. В процессе написания текста задействуются различные мозговые центры, формируются новые нейронные связи, особенности протекания психических процессов задают темп и ракурс всему письму. Существует прямая зависимость между мелкой моторикой руки и мозгом, в которой рука выступает лишь исполнителем, проецирующим все многообразие психической активности человека на бумаге.

Нет понятия хорошего или плохого почерка
Почерк такой, какой сам человек. Понятия «хороший» или «плохой» почерк навязаны обывательскими представлениями, основанными на критериях оценки параметров визуально-эстетической красоты (симметричность, стилизация) и читабельности (понятность написания, разборчивость букв). Все почерки, которые не отличаются внешней красотой и разборчивостью принято называть плохими, супер-каллиграфические и разборчивые -хорошими.
Это так сказать параметры оценки внешнего вида.

Однако, почерк намного информативнее, чем просто внешнее оформление букв и стилистика. Интерпретации психологических характеристик авторов того или иного почерка не строятся на внешних оценках «красиво» или «некрасиво». Все намного тоньше и глубже. Эстетически -оформленный, стандартно-правильный почерк может оказаться намного психологически – проблемнее, чем неказистый с виду, упрощенный и частично-неразборчивый.

Школьные годы
Почерк проходит несколько этапов становления. От 6 до 11 лет – этап овладения письмом. В это время, ребенок еще только учится писать. Его почерк полностью не сформировался, не приобрел должного автоматизма и беглости. Ребенок много внимания уделяет тому, как следует правильно писать ту или иную букву, связку, слово, акцентируясь на процессе, а не на содержании.  Поэтому на этом этапе у детей, как правило, одинаковые, стандартно-прописные почерки (хотя и в них уже можно увидеть индивидуальное начало).

С 11 лет почерк начинает меняться. Процесс написания становится более беглым, автоматичным. Подросток все меньше задумывается о том, как писать и переключает свое внимание на содержание текста. С этого момента почерк можно интерпретировать, как носитель индивидуальных черт личности и психологических особенностей.

Подростковый возраст
Почерк подростка – особая тема. Всем уже давно известен феномен подросткового возраста (пубертатного периода). Время, когда ребенок буквально за несколько месяцев (у некоторых этот период затягивается) делает качественный скачок в своем развитии и перестает быть ребенком. Происходит мощный физиологический и психологический рост, «взрыв» гормонов. Внутри у подростка, даже, если это не так заметно внешне, происходит психофизиологическая буря.
Все меняется буквально на глазах, родители не узнают своих детей: некогда милый и ласковый ребенок начинает грубить, закрывается в комнате, не хочет общаться, игнорирует наставления и требования взрослых, делает все по-своему, протестует на ровном месте, пропускает уроки, а потом вдруг снова превращается в послушного и требующего ласки и заботы ребенка.

Что же происходит в этот момент с почерком? Почерк, как зеркало личности отражает все те противоречия, которые испытывает в этот период подросток. Он точно также начинает вести себя непоследовательно, непредсказуемо, резко меняясь в наклоне, в размере, делаясь, то угловатым и колючим, то более округлым и мягким. Естественно, все это не способствует внешней ровности, красоте и разборчивости. Именно в этот период возрастает количество жалоб от учителей на «взбесившийся почерк» подростка, а самого подростка обвиняют в небрежности, неуважении к учителю, специальном и намеренном искажении своего письма.

Типичные черты подросткового почерка   
– Почерк отражает общее возбуждение, беспокойство: буквы то валятся налево, то наклоняются вправо, пишутся то широко, то узко. Часто появляются лишние закрутки и петли, раздутости.

– Подросткам вообще характерно писать с левым наклоном -это отражение позиции протеста, обособления от мира взрослых, желание продемонстрировать, что я уже взрослый и со мной надо считаться.

– Часто почерк подростка может мельчить, становится бисерным. Это тенденция в уединению, желание закрыться, понять, что со мной происходит, сокрытие своих истинных желаний и переживаний от окружающих людей.

– Почерк становится неразборчивым и плохочитаемым. Это тенденция к нежеланию быть до конца понятым окружающими людьми, трудности в установлении межличностных контактов, основанных на взаимном доверии, сотрудничестве.

Важно: выписанный и красивый почерк, с хорошей читабельностью – также не является образцом для показателя умения взаимодействовать с окружающими. Как правило, эти качества проявляются только формально, искусственно, а на самом деле человек не умеет непосредственно и искренне устанавливать отношения.

Тревожные симптомы
На какие тревожные признаки почерка все-таки следует обратить внимание родителям и учителям, которые показывают, что тут уже не просто нормативность переходного возраста, а действительно психологические затруднения и проблемы, требующие консультации психолога или хотя бы усиленного наблюдения со стороны взрослых?

– Трудно писать на бумаге – трудно жить в жизни. Подросток пишет очень скованно, напряженно и медленно. От такого стиля письма из-за перенапряжения  буквально затекает рука. При старательности и сильном контроле за процессом написания, тем не менее почерк выходит корявым и изломанным.
Такой почерк свидетельствует о сильном нервном перегрузе, повышенном стрессе, общих проблемах адаптации. Подросток пребывает в постоянном нервном напряжении, защищается от мира, окован страхами.

– Почерк очень узкий и зажатый, создается впечатление, что рука просто не продвигается вперед, а застревает, проводя линии по одному и тому же месту (линия находит на линию). Это ощущение сильной скованности, напряженности, психологического тупика. Подростку очень сложно открывать свои чувства, доверяться другим и миру. Часто этот признак сочетается с выше- описанными характеристиками скованности и напряжения.

– Обилие помарок и зачеркиваний, постоянных исправлений, не делающих почерк более разборчивым, не улучшающих, а только ухудшающих общую картину. Это повышенная тревога, страхи, неуверенность в себе.

– Полная неразборчивость почерка. Буквы настолько исковерканы и искорежены, что трудно понять, что вообще написано, создается впечатление, что текст писал инвалид с поломанной рукой. Усугубляет картину несоблюдение границ листа, строчки падают вниз, нет никакой структурности в организации текста в пространстве листа (нет абзацев, не соблюдаются расстояния между строками и словами, все сбивается в кучу и напоминает хаос).

Чем больше тревожных симптомов Вы нашли в почерке подростка, тем сильнее проявляются психологические затруднения и тем важнее обратить внимание, как и чем живет молодой человек в этот трудный для себя период.

Лариса Дрыгваль

Пока нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *